Чек-лист при покупке бензогенератора из 13 пунктов (окончание - пункты 7-13)

Окончание статьи. Пункты 7-13. Пункты 1-6 и начало статьи здесь.

ЕСЛИ КОММЕНТАРИИ НЕ РАБОТАЮТ  И СКРЫТЫ, ЭТО ВРЕМЕННО, СКОРО ПОЧИНИМ

Пункт 7. Наличие или отсутствие пластикового распределительного вала (далее - распредвала), наличие или отсутствие чугунной гильзы цилиндра.

 

Часто задают вопрос про наличие пластиковых распредвалов после нашей публикации фотографии бензогенератора HUTER из сервисного центра.

Ясно, что мало кто хочет покупать такое за свои деньги, но мы не первый раз сталкиваемся с критикой со стороны «специалистов», особенно тех, кто прямо или косвенно связан с компанией, которая эти генераторы продает.

Критика небезосновательна и вот почему. Как видно на фотографии, шестерня не повреждена, кулачок распредвала (тоже пластиковый) не стерт. Соответственно, мы КАК БЫ не правы, "манипулируем настроениями людей, компрометируя торговую марку". Но мы и не утверждали никогда, что пластиковый распредвал является корнем всех бед. Мы говорили и говорим про то, что общий ресурс двигателя такой, что нет особой разницы, пластиковые там детали или металлические — двигатель исчерпает свой ресурс раньше распредвала (в среднем 100-300 часов).

После выхода первой статьи про генераторы я принял участие в подготовке передачи "Чудо техники" на НТВ (ссылка на Ютюбе в конце этой статьи). Мы испытали под нагрузкой генератор HUTER DY3000L, купленный для этой передачи в магазине "Техносила", а также для сравнения, контрольный образец (бензогенератор Вепрь). На 27 часу работы (четвертый день) у него сгорел ротор альтернатора (генерирующей части). Двигатель остался жив, мы его разобрали (а потом собрали обратно). Вот его поршень. Обратите внимание на глубокие царапины вдоль хода поршня (задиры). Это всего 27 часов работы.

Что произойдет, если в такой двигатель поставить пластиковый распредвал? Он будет стачиваться. Стачиваются и металлические распредвалы, пластиковый просто будет делать это быстрее. Небольшой износ кулачка приведет к тому, что клапана перестанут работать как надо, а это чревато потерей мощности и увеличенным расходом топлива. При большом износе он перестанет заводиться. Ранее я писал, что в 2008 году мы поставили бракованный 4-цилиндровый дизельгенератор структурам компании «Лукойл». Брак был в том, что распредвал был металлический, но из «мягкого» металла, который уж точно твёрже пластика. Генератор проработал в ежедневном режиме месяц, после чего перестал заводиться. Сам генератор стоил 250 тысяч рублей, ремонт обошелся в 40 тысяч, потому что транспортировка таких агрегатов в сервис осуществляется за счёт продавца. Нам пришлось заказывать кран за свой счёт. Вернёмся к пластиковому распредвалу. Если нет износа, почему мы решили, что вообще есть проблема? Всё очень просто: это фото из сервиса. Двигатель разобрали не для того, чтобы на распредвал посмотреть. Двигатель сломался, причем двигатель новый (это видно), на гарантии.

В любом случае начиная с февраля 2018 года «Битва Генераторов» должна внести ясность в состояние дел именно в 2018 году. При условии что HUTER будет участвовать в соревнованиях. Мы приглашение вышлем.

Что касается других марок бензогенераторов, наличие пластикового распредвала типично для «дешёвого Китая», но без разборки двигателя установить его наличие или отсутствие только по весу очень сложно. А наличие чугунной гильзы в цилиндре практически невозможно.

Технологии бензиновых генераторов довольно простые, даже можно сказать устаревшие. Поэтому наличие чугунной гильзы сильно увеличивает ресурс двигателя. Определить наличие гильзы можно сняв «голову» двигателя, но металл обработан так, что четкой границы между материалом блока цилиндра (алюминиевый сплав) и гильзой из чугуна снаружи (сверху) почти не видно. С обратной стороны (изнутри) граница видна четко.

Поэтому для точного определения наличия тех или иных преимуществ или недостатков двигателя, нужна его разборка. Даже нашего опыта недостаточно. Даже опыта всех сервисных центров  в России недостаточно. Это Ладу Гранту как поставили на конвейер, так она и на конвейере и производится. Мир китайских бензогенераторов бесконечно многообразен, как подводный мир мирового океана всякими морскими гадами. Ученые-океанологи до сих пор находят новые виды морских животных и такая же ситуация у нас с китайской техникой. Более менее похожи, только генераторы из одной партии с одной китайской фабрики. Чем дороже бензогенератор и чем ближе торговая марка к реальному производителю, тем ситуация лучше. Но в любом случае, как говорят в таком случае доктора: «вскрытие покажет».

Пункт 8. Трехфазный или однофазный генератор.

 

По данному вопросу двух мнений быть не может. Если у вас в доме или на стройке есть трехфазные двигатели, покупать надо трехфазный генератор, по другому двигатели работать просто не будут. Если у вас в доме трехфазный ввод, но нагрузка однофазная, покупать надо однофазный генератор. Даже если у вас трехфазный электрокотел — он будет работать с однофазным генератором. Повторюсь: не будут работать только трехфазные двигатели.

Но почему не взять трехфазный генератор? Он же «более универсальный»?

Нет. У классического трехфазного генератора каждую из обмоток (а их три на статоре) — можно нагружать только на свою мощность, которая составляет 33% от общей мощности генератора. При этом нужно соблюдать общую равномерность нагрузки по фазам — на каждую фазу — одинаковую нагрузку. То есть это генератор именно для трехфазной нагрузки. Сейчас появляются новые «универсальные» генераторы, в которых «производители» классическими способами известными и 100 лет назад пытаются решить эту проблему. Цена таких генераторов на 20 и более тысяч выше обычных трёхфазных. Однако основная проблема не в недостатках техники, а в знаниях покупателя — в проблеме непонимания сути отличий трехфазной сети от трехфазного бензогенератора.

 

Пункт 9. Генератор с «нулем» или с «двумя фазами».

 

 

Это самая «мистифицированная» тема в общей теме про бензогенераторы и вообще любые портативные генераторы. Так получилось, что огромная часть населения в нашей стране имеет «фазозависисмые» газовые котлы, которые чувствительны к наличию ноля и фазы на генераторе. Но в генераторах ноля и фазы нет. Ни в каких. А покупатели упорно ищут генераторы с «нулем». На этой теме ещё совсем недавно спекулировали различные продавцы и «производители», которые пытались продавать «истинно однофазные» генераторы.

Попробуем объяснить простым языком не очень простую проблему. Специально не даю никаких картинок, чтобы не отвлекать. Что такое электричество, в своей сути, то есть фундаментально, человечество до сих пор до конца не понимает, поэтому не надо пытаться сломать свою голову в поисках ответов на все вопросы про электричество, а просто понять, как это работает на основе прикладных знаний, с которыми у человечества как раз всё хорошо.

«Ноль» это средняя точка в трехфазной сети, условно «потенциал Земли». То есть напряжение Земли и напряжение ноля равны и составляют, соответственно, ноль вольт.

Ноль или нуль (правильно и так и так), она же «нейтраль» соединена на подстанции, где мы получаем напряжение 380 вольт, с контуром земли, то есть проще говоря закопанные в землю проводники. Это система называется «глухозаземленная» нейтраль.

Если ноль на подстанции не закопать, то ноля не будет и в розетке. Строго говоря, в былые времена так и было — использовалась система с изолированной нейтралью. Каждый провод в розетке был равноправен с другим проводом. Это не была «двухфазная» система, это была система с «изолированной нейтралью». По отношению к Земле у каждого из проводов существовал потенциал, поэтому ток шел по «пробнику» и «пробник» светился.

Более того. Если второй провод вообще убрать, соединив второй провод с Землей, который как бы «ноль» или как бы «вторая фаза» (но на самом деле просто не соединенный с Землей второй проводник), то приборы также будут работать, как и работали (потому что Земля такой же проводник), но та фаза, где ток будет больше (например, нагрузка там выше), напряжение на этой фазе будет проседать. Поэтому система, к которой все мы уже давно привыкли, когда есть три фазы, ноль и заземление, вовсе не обязательна для того, чтобы всё работало. Такая система нужна для безопасности приборов и людей и применяется она по историческим меркам совсем недавно.

Отсюда вывод: на бензо и дизель генераторах, не «две фазы», а система с изолированной нейтралью, на официальном языке называется система IT. Система с глухозаземленной нейтралью называется TN-C, TN-S, TN-C-S, то есть имеет три варианта в зависимости от того, соединяется ноль рабочий и ноль защитный или нет.

Разобраться во всём этом можно - было бы желание. Совсем это не сложный вопрос, просто всё что глубже того, что написано выше — уже чистая теория, которая не нужна для того, чтобы подключить газовый котел к генератору. На генераторе нет ноля только из соображений безопасности. Пока ноля нет — генератор и приборы, подсоединенные к нему, можно не заземлять. Как только мы решили, что нам нужен ноль, мы должны соединить один из проводов генератора к «Земле». Обычно — к нулевой шине в щитке. Какой из двух проводов — тот который не разрывается автоматом генератора (автомат генератора — выключатель на передней панели генератора). В этом случае надо также заземлить сам генератор.

Всё просто и делается это электриком или хозяином генератора за 10-15 минут. После этого даже самые капризные газовые котлы начнут работать.

Так называемые «однофазные» генераторы — это генераторы с уже соединенным корпусом и нулевым проводником. Такие генераторы надо обязательно заземлять по соображениям безопасности (об этом написано в инструкции — категорически запрещено включать генератор без заземления). По сути дела никакого «ноля» в них и нет, пока не будет подключено заземление. Поэтому неудивительно, что мода на такие генераторы прошла и сейчас их уже не продают. Самый яркий пример: бензогенераторы GENCTAB серии PR.

 

Помню, когда генераторы GENCTAB только появились (2008 год), мы обсуждали их как пример явного издевательства «лохотронщиков» над «гуманитариями».

 

Пункт 10. «Щеточные» (синхронные) или «безщеточные» (асинхронные).

 

Не скажем что это очень актуальная тема, но многие над этим вопросом начинают «долго думать», хотя он очень простой.

Под «щеточными» понимаются синхронные генераторы с блоком AVR (регулятором напряжения), под «без щеточными» все остальные («конденсаторные», асинхронные).

На практике и у тех и у других есть свои преимущества и недостатки, но покупают на 90% все таки с блоками AVR.

«Щеточные» выдают стабильное напряжение, которое может незначительно меняться в пределах ГОСТа в зависимости от нагрузки, но никак не зависит от оборотов двигателя. «Безщёточные» дают более низкое напряжение при пониженных оборотах и более высокое при повышенных.

В обоих случаях в двигателе присутствует ответственная шестеренка, которая называется «центробежный регулятор оборотов». Ответственная за поддержание стабильных оборотов, но на практике, для того, чтобы регулировать обороты подачей газа, регулятору нужно время — доли секунды или даже секунды. За это время напряжение может сильно меняться. На генераторах с AVR оно не "скачет", это явление есть только на безщеточных. Но безщеточные хороши тем, что при перегрузке у генератора просто падает напряжение, снижая мощность генератора. Мощность, как известно, является произведением напряжения на ток (мощность в ваттах=ток в амперах умножить на напряжение) . И чем ниже напряжение тем ниже мощность. Другими словами, при перегрузке такие генераторы не глохнут. Это очень удобно для запуска инструмента с пусковыми токами, сварочных аппаратов, компрессоров, мощных холодильников и прочего. Но не очень хорошо для бытовой техники. Генераторы же с AVR держат напряжение стабильным, из-за чего двигатель при перегрузке глохнет или срабатывает автомат защиты, что не очень хорошо при высоких пусковых токах.

В сути своей и те и другие генераторы можно применять для любой техники, но более универсальными являются все-таки генераторы с AVR («щеточные»). Поэтому они и победили фактически в конкурентной борьбе безщеточные. Для примера, китайских бесщеточных мощнее 1 квт почти не осталось.

Если же услышите от продавца генераторов что "щётки это плохо, потому что они изнашиваются, а если щёток нет, то изнашиваться нечему", скажите ему, что менять щётки надо раз в 1000 часов, а то и реже и стоят они меньше 100 рублей. Пусть хоть что-то узнает про генераторы.

 

Пункт 11. Определяем мощность.

 

Мы понимаем, что рискуем вызвать раздражение упоминанием этого пункта, но он наиболее важен при покупке бензогенератора. Мы очень часто наблюдаем такую картину, что покупатель определился по всем параметрам, но не может определиться с мощностью.

В российском менталитете — покупка техники с запасом, «универсальность». Допустим, человек пришел на сайт выбрать генератор для резерва на случай отключения сети, и у него ограниченный набор важных приборов. Например: газовый котел, холодильник, свет (лампы светодиодные), телевизор, компьютер и насос. Строго говоря это 2 кВт. Но он хочет, чтобы генератор был универсальным, чтобы к нему можно было сварочный аппарат подключить. Вдруг свет отключат, а тут надо забор подварить. И он уже думает о покупке 3 или 5 кВт генератора.

Тут есть два негативных момента.

  1. Переплата за генератор и повышенный расход топлива.

  2. Несоблюдение минимальной мощности.

Если с первым пунктом всем и так понятно, то про минимальную мощность мало кто знает.

Бензогенератор это карбюраторная техника. Карбюратор не имеет электронного впрыска, это достаточно простая (но этим и надежная) техника. При большой нагрузке генератору не хватает бензина, а при малой нагрузке бензина наоборот слишком много. Если при большой нагрузке он просто заглохнет из-за слишком бедной смеси воздуха и бензина (воздуха много, бензина мало), то при работе на холостом ходу он заглохнет из-за богатой смеси (бензина много, воздуха мало). Свеча будет покрываться черным налетом от несгоревшего бензина, отложения сажи в цилиндре могут забить цилиндр, начнут работать как абразив, попадать в масло и так далее. При нагрузке все эти явления пропадают и свеча чистит сама себя от нагара.

Но для этого надо давать либо постоянную минимальную нагрузку либо эпизодически полноценную. Работа генератора мощностью 5 кВт, на несколько часов при нагрузке «на одной лампочке» приведет к остановке генератора и необходимости чистки или замены свечи.

Запас мощности нужен, но он не должен быть очень большим.

Также продавцы и форумы в интернете любят пугать людей пусковыми токами различных приборов, среди которых на первом месте стоит скважинный насос (если не считать компрессоров, которых в быту мало кто использует), холодильники и электроинструмент.

Пусковые токи это действительно проблема, но не такая как все думают. Генераторы, даже синхронные с AVR легко переносят перегрузку до 1 секунды, у них не срабатывает автомат, они не глохнут, ничего не ломается (у генераторов с хорошим качеством, разумеется). Поэтому запас на холодильники обычно берется полуторный-двойной, а не семикратный, как написано в интернете.

Особой популярностью пользуются «трех киловаттные» генераторы, которые все продают, но никто не производит. Генераторов в природе нет, а в продаже есть.

Ситуация тут такая: генераторы на 2 кВт имеют блок цилиндра, который можно немного расширить вдоль и вширь и сделать из него 2.5 кВт и даже 2.8 кВт, но уже 3 кВт для него является перегрузом. Нужен другой блок цилиндра увеличенного размера. Но такие генераторы стоят значительно дороже. Генератор на 3.3 кВт по цене превышает генератор на 2.8 кВт примерно на 10 тысяч рублей. Из-за этого генераторы на 2.8 кВт все продают как 3.1 или даже 3.5, хотя эта мощность для них недосягаема. Генераторов на 3 ровно не существует вообще. Генераторы на 3.3 кВт не пользуются спросом (точнее очень слабый спрос) из-за цены, проще купить генератор на 4 или 5 кВт, который дороже ненамного.

Поэтому надо просто посчитать всю свою технику под конкретную задачу и добавить небольшой запас — 20-30%.

При подсчете мощности учтите, что мощность приборов указывается в кВт (киловатты), а мощность генераторов в кВа (киловольт амперы). Разница между ними в том, что ватты — это активная мощность (полезная), а вольт амперы полная (полезная плюс бесполезная). Если вы подключаете нагревательный прибор, то они равны, а если сварочный инвертор, то 1 кВа будет равен 0.8 кВт.

 

Пункт 12. Если генератор покупается в резерв, нужен автозапуск или нет?

 

Автозапуск это удобно. Если генератор стоит в резерве, то блок автозапуска заводит генератор сам, выключает сеть, подает напряжение в дом автоматически, когда сеть восстанавливается, он глушит генератор и подает напряжение в дом из сети. Если в автозапуске нет необходимости, блок можно перевести в ручной режим и заводить генератор с блока, который находится в доме, в прихожей, а генератор стоит на улице или в специально отведенном месте. Разница в цене генератора и генератора с автозапуском обычно не превышает 8 тысяч рублей, при этом блок фактически является реверсивным рубильником, который нужен для полноценного подключения генератора к дому. Таким образом с учетом экономии на рубильнике разница составляет 5-6 тысяч рублей. Это очень удобно, но есть несколько неприятных подводных камней.

  1. Генератор не всегда заводится в автоматическом режиме. Особенно когда долго стоит без дела. Особенно в холодное время в неотапливаемом помещении. Допустим, из 10 случаев заведется 9 (действительно может 95 из 100, но это неважно). Если не завелся, надо отключать блок и заводить со стартера. Не все это умеют, когда у них бензогенератор-робот. Причины например такие: разрядился аккумулятор, долго стоял, генератор залил свечу при старте, да что угодно.

  2. Однофазный генератор может иметь однофазный или трехфазный блок. Если блок однофазный,а дом с трехфазным вводом, потребуется небольшая доработка по магнитным пускателям (выйдет удорожание в среднем на 4000 рулей), по данному вопросу более подробно расскажем в следующей статье. Производители почему-то поставляют в основном только однофазные блоки.

  3. Мощность фабричных бензогенераторов с автозапуском всегда начинается с 5 кВт, то есть варианты на 2 и 2.5 фактически отсутствуют. Исключение составляют бензогенераторы на которые автозапуск поставлен в кустарных условиях. Автозапуск фактически можно поставить на любой генератор, но на заводах 2-3 кВт генераторов с автозапуском не производят.

Еще один минус в том, что выбор генераторов с автозапуском крайне ограничен, большинство производителей их не делают вообще, а при покупке отдельно генератора, отдельно системы автозапуска, только за одну систему автозапуска придется отдать более 30 тысяч рублей, в то время как 5-6 кВт генератор с автозапуском поставленным на заводе стоит 40-50 тысяч рублей.

Несмотря на все эти минусы за генераторами с автозапуском будущее, спрос на такие системы растёт.

С точки зрения надежности и удобства лучше покупать модели с выносным (отдельным) блоком электроники, а не встроенным в генератор, несмотря на то, что последние дешевле.

 

Пункт 13. Последний. Определяем бюджет.

 

В целом, если партия какого-либо товара не бракованная (а такое бывает), то плохих товаров просто нет. Если кто-то привёз что-то, допустим бензогенераторы в Россию, то поверьте, в них были вложены серьезные деньги. Один контейнер вмещает 300 генераторов и при цене каждого даже в 7-8 тысяч рублей (минимальная цена за 2 кВт), это вполне себе приличные деньги и кто-то надеется их вернуть с прибылью. Можно сколько угодно критиковать «производителей», а правильнее сказать, импортеров такого товара за циничное отношение к покупателю. Но нельзя их товар назвать «плохим» во всех смыслах этого слова.

Товар может либо стоить своих денег, либо не стоить своих денег.

Если его кто-то берет по высокой цене — значит есть люди, которые считают его хорошим, значит у него нет конкурента, который продается дешевле. С этим надо разбираться, и мы вернемся к этому вопросу чуть позже. В данной части вы должны определиться в цене, которую вы готовы потратить на такой товар. Нам часто задают такой вопрос: что вы порекомендуете. При этом значение вопроса равносильно вопросу — что бы вы взяли себе. Но на самом деле это совершенно разные вещи. Если мы построим все бензогенераторы в рейтинг (что мы планируем сделать как минимум для участников «Битвы Генераторов» в феврале 2018), то рейтингов будет как минимум три.

  1. Лучший бензогенератор по ресурсу (победит HONDA или европейские аналоги, например EUROPOWER. Но это не точно)

  2. Лучший генератор по соотношению цены и мощности (может победить генератор совершенно неизвестной марки)

  3. Лучший бензогенератор по соотношению цены и ресурса (тут как минимум 3-5 претендентов, точно мы не знаем)

Каждый критерий нужен для разных задач. Мощность и дешевизна — генератор для единичных включений в резерве. Цена и качество — относительно большой ресурс и приемлемая цена. Качество нужно тем, кто не стеснен в деньгах и тем, кому нет времени на ремонты и всю суету, что с ними связано. Соотношение цены и ресурса (качества) — нужно тем, кто хочет найти золотую середину.

Если подумать, то к этим критериям можно приписать расход топлива. И в каждом случае «лучшим» будут разные модели. Если эта мысль понятна, формулируем проблему так: нельзя искать «лучший» генератор с точки зрения других людей. Нужно искать «лучший» для себя.

И вот тут критерий цены выходит на первый план.

Вот допустим, вы определились, что мощность генератора вам нужна 2-2.5 кВа (кВт).

Вот такая таблица цен поможет вам сориентироваться. Цены приведены в зависимости от уровня китайского завода, оценка наша, субъективная, если у коллег будут возражения, прошу писать в комментариях к статье.

Цены указаны за бензиновый генератор с ручным запуском мощностью 2 или 2.5 кВа

Уровень качества

Отличительные особенности

Название торговой марки (пример) или завода

Вилка цен

Товар «первой цены»

Самая низкая цена и самое низкое качество, не гильзованные двигатели, алюминиевые обмотки, иногда пластиковые распредвалы и мягкий металл. Иногда говорят «китайский ноу-нейм» (no-name). Ресурс 50-500 часов

Более тысячи небольших китайских фабрик

Rosta, P.I.T (в магазине silovik.ru), Patriot серии SRGE, генераторы из магазинов Леруа Мерлен, Оби, Касторама и пр. (MaxCut, Лесник), большая часть HUTER, Союз, MOLLER, Nikkey

 

7000-10000

«Средний Китай»

Бензогенераторы с алюминиевыми или медными обмотками, но рассчитанные на более высокий ресурс. Могут изготовляться как бюджетные модели на хороших заводах. Без пластиковых распредвалов, но чаще не гильзованные.

Ресурс 250-800 часов.

Китайские заводы Lutian, Shineray, United Power и еще более 200 предприятий. Марки

HUTER (некоторые партии), CARVER, Fubag. DDE, Champion, Patriot (некоторые модели), некоторые модели HYUNDAI, Daewoo, Aurora, Skat, некоторые модели ELITECH, Зубр

10000-20000

«Премиум Китай»

Продукция крупных китайских заводов, работающих на экспорт в США, Европу, Африку. Чугунная гильза цилиндра, медь, сталь

Ресурс 800-1500 часов

Китайские заводы RATO, Loncin, Zongshen, Kipor (сейчас у него проблемы), SUMEC и еще 10-15 заводов.

Марки Firman, Master Yard, Al-co, Zongshen, Generac, Mitsui (на самом деле ECO POWER), Kipor, некоторые модели Elitech, Makita, одна модель HYUNDAI, Brigss and Stratton серии Elite

14500-27000

Не-Китай. Продукция европейских производителей и Японии.

Производятся не в Китае, ресурс от 1500 часов до 3000 часов.

SDMO, EUROPOWER, HONDA, российский Вепрь (не серии Лайт)

35000-56000 рублей

 

 

Когда нас спрашивают: «что посоветуете»?, мы сначала задавали вопрос: «какой у вас бюджет?». Потом поняли свою ошибку. Бюджет это не сумма, которую человек хочет потратить и считает разумным. Это потолок этой суммы. Теперь мы спрашиваем, какую цену вы считаете нормальной для подходящего для вас генератора. И советуем уже исходя из этой суммы.

Разумеется у нас есть свой опыт и свои предпочтения, но мы сейчас делаем новый проект «Битва Генераторов», бои без правил среди китайской (и не только) техники и будет не очень правильно, если мы будем озвучивать свои прогнозы и свои предпочтения заранее. Несмотря на то, что все игроки давно известны, реальная жизнь может преподнести приятные и не очень приятные сюрпризы. Также, как организатору турнира, хотелось бы соблюсти нейтралитет, для того, чтобы участвовало максимальное количество игроков рынка бензо и дизель генераторов. Если честно, то я считаю, что 80% игроков будут игнорировать соревнования, прямо не отказываясь от участия. У 80% генераторов как минимум завышена розничная цена относительно к качеству, а это прямой путь к поражению. Но тем и интересны будут соревнования. Если мы не сможем собрать 20 торговых марок, соберем 3-4 в феврале, потом 5-6 в марте, и так далее, пока им деваться некуда станет. И тогда всё что тщательно скрывается, скрыть будет уже не возможно.

Ведь как говорил Данила Багров в фильме «Брат»: « Сила не в деньгах, сила в правде. У кого правда, тот и сильнее».

Комментарии к статье открыты с 31 января 2018 года.

Приложение:

Передача "Чудо-техники" на НТВ с испытанием генератора HUTER DY3000L и генератора Вепрь.

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотров: 852

Автор: Дмитрий Атеев

Дата: Среда, 24 Января 2018

Поделись с друзьями


0 0
Товар в корзине!

Товар успешно добавлен в корзину.

Вы можете перейти к оформлению заказа или продолжить покупки.

Быстрый заказ товара
фото товара

Заполните форму, и наши менеджеры свяжутся с Вами в ближайшее время!

Нажимая кнопку Купить, я даю согласие на обработку своих персональных данных.
Подробнее о защите персональной информации.