"Белый список" бензогенераторов: соотношение цена/качество/сервис
Автор: Дмитрий Атеев
На этом месте с 2021 года была статья про «Белый список бензогенераторов». Статьи на сайте пишу с 2016 года и все они про бензиновые и дизельные электрогенераторы были, мягко скажем, не слишком комплиментарные. Среднее качество на рынке — откровенно плохое, хотя труд не прошел даром и сейчас хотя бы выбор есть. Если рынок 2017 года был завален генераторами с моторами на 250 моточасов расчетного ресурса, а то и на 100 (я такие модели знаю), то сейчас все больше в Россию ввозят 500 часовых и выше.
Дело не в том, что «китайцы научились». Они и раньше умели. Это обычная математика, которую любой коммерсант на пальцах посчитать может. Если покупатель говорит консультанту, что у него электричество отключают на 20 часов в год, то гарантия в 1 год — это средняя гарантия в 20 моточасов, по сути до первой замены масла. Продать 100 «десятидневных» генераторов и отремонтировать по гарантии 10 из них намного выгоднее, чем продать генератор хорошего качества за цену в два раза выше. Именно такая пропорция в цене на китайских фабриках между условно плохими и условно хорошими генераторами. По моим подсчетам между самым условно плохим и самым условно хорошим разница в цене в три раза. Если мы говорим про портативные бензо- и дизельгенераторы, то все производство в мире сосредоточено в Китае. Бренд номер 2 в России и бренд номер один в (на) Украине — один и тот же бренд. Вся Европа, США, Канада, не говоря уже о странах глобального Юга — это китайские генераторы.Даже оригинальная хонда производится там. Поэтому это не вопрос компетенций китайцев как нации. Это вопрос коммерсантов в той или иной стране — что нужно твоей стране: цена или качество. На двух стульях усидеть невозможно.
Признаюсь честно, 16 лет работы, 12 в интернет-магазине «Силовик Ру»(силовая техника, от английского слова power (сила, энергия)) и 4 года работы в Ресанте (сварочники Ресанта, генераторы HUTER, электроинструмент Вихрь), так и не побудили меня купить себе у самого же себя генератор. Он мне просто не нужен. Я «сапожник без сапог», хотя легко ремонтирую «сапоги», при наличии запчастей, разумеется, а с этим совсем не просто. Но это тема для другой статьи.
Впрочем, наблюдая, как мировые лидеры меряются у кого ядерная ракета длиннее, я начал задумываться о покупке генератора не только на дачу, но и в квартиру. Украина уже сидит на генераторах в квартирах и общее направление эскалации пока не вызывает оптимизма.
Почему я написал, что статья «была», если она по факту есть. Статью пришлось переписывать несколько раз, а в мае 2024 она окончательно перестала быть актуальной, я ее удалил вместе со всеми "рекомендованными" брендами. Старые статьи 2017-2023 годов тоже большей частью не актуальны, рынок изменился, качество изменилось, а самое главное цены изменились. То, что я рекомендовал раньше по соотношению цены и качества — тоже перестало быть актуальным.
Но общие рекомендации остались актуальными и останутся актуальными много лет еще, если не десятилетий. Рекомендации очень простые, их легко запомнить. Чтобы быть максимально объективным, я воздержусь об упоминании торговых марок нашего национального рынка как в положительном, так и в отрицательном контексте, хотя список фабрик ниже дам с пояснениями.
Коротко о том, откуда информация. «Доверяй, но проверяй», как говорится. 16 лет работы в сфере, личное знакомство с большинством ключевых людей рынка по обе стороны российско-китайской границы, в основном по эту, конечно. Опыт продаж и гарантийного ремонта большей части российских торговых марок, в основном тех, кто занимает значительную часть рынка, есть совсем мелкие. Но в основном это опыт последнего полугода работы. Я работал над выводом на рынок 3 новых брендов, для этого собирались цены со всего Китая, анализировались предложения фабрик-производителей, их гарантии, покупались образцы как для нашего так и для европейского и американского рынков. Проводились испытания 500-часовым тестом. Генераторы запускались на 500 часов без остановки, останавливали через 50 часов для смены масла, в процессе снимали характеристики мощности и компрессии мотора. Подробнее будет отдельная статья. Отдельно отмечу, что генераторов этих марок на сайте на момент написания статьи нет.
-
Цена или качество? Надо понять для себя простую вещь: хватит ли на жизнь «10 дневного генератора». Такие на тестировании у меня живут 10 дней в среднем. Возможно, да. В 2018 году один клиент купил у нас очень дешевый генератор понятно какого качества, мотивировав свой поступок тем, что электричество у него ни разу не отключали, но если отключат в полуфинале или финале чемпионата мира по футболу, он не переживет. Электричество на самом деле отключили в перерыве между первым и вторым таймом. В течение недели был взрыв спроса на генераторы, клиенты рассказывали как бегали по всему поселку в поисках работающего генератора. В этом случае покупка дешевого генератора целесообразна. Тут надо просто считать. Генератор проработает столько, сколько проработает мотор (если не сгорят обмотки альтернатора). Я лично знаю несколько примеров генераторов из 90х годов, которые в резерве работают до сих пор. На профессиональном поприще срок жизни такого генератора в среднем 3-4 года. Все дешевые генераторы от 2.5 квт и выше рассчитаны производителем на 250 моточасов и это не скрывается. Возьмите разницу между дешевым и дорогим генератором в рублях и разделите на 10 лет, к примеру, если 250 часов хватит на 10 лет. Допустим, генератор 2.8 квт в дешевом варианте стоит 15 тысяч рублей, а дорогой 25. 10 тысяч на 10 лет это 1000 рублей в год. В день это 2 рубля 73 копейки. По факту разница будет меньше, так как дорогие генераторы экономичнее за счет более качественного мотора и медных обмоток альтернатора. В России «медь» в этой мощности начинается с 25000 рублей, хотя я знаю успешные модели и за 26 тысяч с алюминиевыми обмотками, в паспортах которых написано, что это медь. Некоторые думают, не может такого быть, это же нарушение закона о защите прав потребителей. Но суровость законов в РФ часто компенсируется необязательностью их исполнения.
-
Медь или алюминий? Многие думают, что особой разницы нет. Жили же как то раньше с алюминиевыми проводами, да и СИП он из алюминия. У СИП толщина жилы 16 квадратов, он толщиной с палец. А алюминий в генераторе очень тонкий, плюс плотно намотан на ротор и статор, покрыт электротехническим лаком красного цвета. Внешне от меди не отличается. Ток лучше всего проводит платина, потом золото, серебро, медь и только потом алюминий. От дорогих металлов алюминий отличается относительной хрупкостью и более высоким сопротивлением к току. То есть при увеличении нагрузки он будет нагреваться и расширяться. При плотной намотке виток к витку лак разрушается и происходит пробой. Коммерсанты поумнее придумали миф про омедненный алюминий, то есть алюминиевая сердцевина и тонкий слой меди по поверхности. Я таких ни разу не видел. Может они реально думают, что электротехнический лак это и есть медь? Встречаются иногда дешевые генераторы, где обмотка ротора (тонкая) из меди, а обмотка статора, от которой идет ток в дом, из алюминия. В 2017 году меня приглашали в качестве эксперта в передачу «Чудо техники» на НТВ. Генератор сгорел прямо на съемках. Обмотка ротора действительно была из меди, но она была неприлично тонкая для заявленной мощности. При этом алюминиевая обмотка статора выжила. Генератор проработал 26 часов с перерывами. Вывод простой: не так важен материал, как сечение этого материала. А на что влияет сечение материала? На вес готового изделия. Если генератор с алюминиевыми обмотками весит как генератор с медными, то и работать будет почти так же как и с медными. Что делает коммерсант, владелец бренда? Он пишет в паспорте, допустим на генератор 2.8 квт, вес нетто 42 кг, а на весах он же 37 кг. Реальный генератор такой мощности с медными обмотками весит от 42 до 48 кг, чем больше тем лучше. Эта рекомендация не относится к инверторным генераторам, там генераторы не типовые, как классические, они могут сильно отличаться друг от друга и мощность там задается количеством оборотов, а не толщиной обмоток. На генераторе формируется повышенное напряжение, которое потом переводят в постоянный ток и снова в переменный через инверторный блок. И, да, писать уменьшенный вес это прямое нарушение закона. В теории даже суд против продавца выиграть можно, если грамотно составить иск
-
Автоматика и колеса. Дотащить любой генератор до места всегда дешевле без колес. Про это скажу кратко. Колесные комплекты бывают типа «тачка» (колеса на другой стороне от ручек) и типа «чемодан на колесах» (колеса с одной стороны от ручек. Если асфальт, бетон или ровная площадка, пусть даже трава, второй легче передвигать, он наклоняется на 45 градусов и катится на себя опираясь на две точки, собственно колеса. Первый тип это 4 точки — ноги владельца и два колеса, понятно что часть нагрузки берет на себя владелец. Если местность неровная первый тип предпочтительнее, а второй почти невозможно катить, он норовит упасть, в итоге владельцу такой генератор тащить не легче. Автоматика для генератора — это тренд последних лет. Он добавляет удобства использования, безусловно, но есть нюансы. Автоматика бывает очень разной. Я несколько месяцев назад забраковал образец с автоматикой, присланной мне для испытаний. Это вообще тема для отдельной статьи, единственное что я бы порекомендовал тем, кто технически малограмотен и берет автоматику для того, чтобы после покупки к генератору не подходить, брать что-то попроще. Генераторы с автоматикой требуют обслуживания. Надо менять масло, проверять свечу и так далее. Он только запускается автоматически, но все остальное должен сделать владелец. А за владельцами генераторов с автоматикой такое водится, к сожалению.
-
Фабрики-производители. Ранее я разделил все китайские бензогенераторы на относительно плохие и относительно хорошие. Слово относительно — ключевое. Дешевые фабрики продают их дешево. Цена дешевого генератора 2.8 квт на фабрике в китае 67 долларов. Бывает и дороже, до 75 и даже до 80 долларов. От 6100 рублей до 7200 рублей. Нет никакого смысла читать отзывы (покупные) или пытаться разобраться в «оттенках коричневого цвета». Все они примерно одинаковые и правильная стратегия здесь — чем дешевле тем лучше. Из заявленной мощности надо вычесть 30%, покупать и пользоваться. Даже мы не брезгуем этой категорией, кому-то они действительно нужны. Только не надо думать, что дешевое от дорогого отличается только разобранными аспектами. В дешевом дешево все. Это не только сокращенный до 250 моточасов ресурс, но и на порядок (в 10 раз) минимум меньшая надежность. В группе относительно хороших ситуация сложнее. Один может проработать до капитального ремонта двигателя 800 моточасов, второй 5000, а разница в цене процентов 10-15 и розничная цена фактически качество не отражает. Только цена фабрики. Давайте так, раз я обещал не упоминать о генераторах ни в положительном ключе ни в отрицательном, я поделю на относительно дешевые и относительно дорогие. Качество это понятие субьективное, а цена это легко доказуемый фактор. Речь, напомню идет о ценах завода-производителя. В России примерно 50 торговых марок бензогенераторов, все они, за редким исключениям принадлежат вендорам (импортерам). Фабрик, которые делают эти 50 марок едва ли 15 наберется. Поскольку дорогих фабрик меньше чем дешевых, назову те, что относительно дорогие, соответственно остальные в их число не входят. В Китае два основных кластера производящих бензогенераторы, это Тайчжоу и Чунцин. Есть и другие города, но больше как исключение. Нахождение в кластерах позволяет снизить затраты на доставку комплектующих, так как все рядом. Ни одна фабрика не производит всех комплектующих, что то производит, что то покупает и собирает готовое изделие. Есть фабрики сборщики, которые ничего не производят, только собирают. Часто покупают комплектующие даже у своих прямых конкурентов. В основном хорошее качество делают в Чунцине, из этого города покупают вендоры из стран «первого мира», Северная Америка, Европа, Австралия, страны залива. Но есть и исключения. Лидер американского рынка производится не в Чунцине. Тайчжоу специализируется на дешевых поставках.
-
CHONGQING SHINERAY MOTORCYCLE CO., LTD
-
CHONGQING CHEN HUI ELECTRIC MACHINERY CO., LTD.
-
CHONGQING RATO TECHNOLOGY CO., LTD
-
CHONGQING LONCIN MOTOR CO. LTD
-
WEIMA AGRICULTURAL MACHINERY CO., LTD
-
LIFAN INDUSTRY (GROUP) CO., LTD
-
CHINA JIALING INDUSTRIAL CO., LTD
-
CHAMPION POWER EQUIPMENT EU Не путать с Champion от питерской фирмы «Вальд». Здесь речь идет о лидере рынка США и Канады
-
CHONGQIN BELON POWER MACHINERY CO., LTD
-
CHONGQING ZONGSHEN GENERAL POWER MACHINE CO., LTD
-
CHONGQING DINKING POWER MACHINERY CO.,LTD
Список, возможно, не полный, пишите в комментариях, кого забыл, писал по памяти «наиболее намозолившие глаза». Также не стал писать про фабрики, которых нет и не будет в ближайшее время в России. Кое-кто попал под санкции США и, возможно, уйдет из России, как ушли генераторы Honda (сейчас продаются суррогаты, которые к Хонде имеют либо совсем опосредованное отношение, либо не имеют совсем, но это тема для отдельной статьи).
Вывод статьи:
Если бензиновый генератор не входит в этот список прямо или опосредовано (например, производит двигатели для другой китайской фабрики), то шанс купить относительно приличный генератор нулевые.
P.S. Стоит ли покупать дизельные генераторы вместо бензиновых, какие лучше какие хуже, можно ли брать инверторы и какие и на что ориентироваться, какие с автоматикой лучше, какие хуже и почему, стоимость запчастей, проблемные марки по части гарантийного ремонта, а также все, что я писал как «требуют отдельной статьи» - это требует отдельной статьи. Потому что есть плюсы и минусы. Не все однозначно. Я готовлю статью по этой теме. Можно писать вопросы в мессенджеры и на почту (см.ниже). Просьба не писать вопросы в комментарии, там сложно отвечать из-за структуры комментариев. В комментариях разрешено всё, можно ругать статью и автора, но нецензурные комментарии цензуру не пройдут.
+79153911232 ватсапп
msk@silovik.ru