Акции c 18 декабря в Силовик ру. Автоматический реверсивный рубильник в подарок на DIN-рейку (цена отдельно 2990) к генератору любой марки любой мощности, с обмотками альтернатора медь. Подключение генераторов с автоматикой за 10000 рублей (все марки, при наличии свободных электриков). Сварочный полуавтомат с маской хамелеон за 5990 с доставкой. Подробности: в поисковой строке - наберите слово "акция".
САМЫЙ ДОРОГОЙ ГЕНЕРАТОР или ПОПЫТКА ЧЕСТНОГО АНАЛИЗА РЫНКА ГЕНЕРАТОРОВ
-
Honda - как мастер-копия для всей индустрии производства генераторов
Посетитель нашего блога на Silovik.ru под статьей про новый бренд генераторов, написал язвительный комментарий: «У вас поршень из золота что ли сделан?». Тогда отшутились: «Золото - мягкий металл, логичнее было обмотку альтернатора из золота сделать”. Золото же проводит ток лучше меди и намного лучше алюминия, греется меньше.
И неожиданно пришло понимание, что покупатели, которые в первый раз выбирают себе генератор, просто не знают, сколько стоит настоящий оригинал.
Китай в 80-90е годы построил свою индустрию на копировании лучших образцов оборудования со всего мира. С тех пор прошло 40 лет, выросло два поколения инженеров, которые улучшали и масштабировали скопированное их отцам, сами компании стали большими индустриальными холдингами. И теперь уже подросло следующее поколение копировальных бизнесов, которые “копируют копи” и экспортируют все это на рынки, для которых «нужно подешевле». И мы тут, конечно, первые в очереди.
Тами образцом для копирования 30 лет назад стал генератор Honda в компоновке, которая позже стала классической для всех генераторов. Honda - это и сейчас эталон качества, но есть нюанс. Это самые дорогие генераторы. Есть, конечно еще дороже, например, американский Briggs & Stratton или бельгийский Europower (который наполовину та же Honda). Но все это цены +- одного порядка - зашкально-запредельные, которые могут себе позволить 0.25% покупателей в России. Нам этот самый дорогой генератор нужен только как эталон качества, чтобы было с чем сравнивать.
-
Давайте сначала разберемся, что из себя представляет рынок бензиновых генераторов
Выше таблица по объему продаж бензиновых генераторов до 10kW в мире (прогноз на 2024 год). Весь рынок - около 9 млрд. USD поделен между 4 крупными игроками (~50%) и бесконечным множество мелких.
Honda ожидаемо top-1 с 13% рынка. Но сразу следом наступает индустриальный монстр из Китая - Zongshen (с этого года “Zonsen”), который летом купил своего основного конкурента Loncin и стал крупнейшим (по сути единственным) производителем генераторов в Китае в среднем и высоком сегментах. Необходимо понимать, что Zongshen - это не просто производитель генераторов, это крупнейший производитель двигателей внутреннего сгорания в мире (14 млн. моторов в год). Десятки, если не сотни брендов используют двигатели Zongshen, начиная от культового в USA генератора Champion (не путать с российско-эстонским Champion), заканчивая BMW и множеством итальянских мотоспорт-брендов, чьи мотоциклы также давно бегают на двигателях Zongshen.
Если посмотреть на картинку в динамике, то этот рынок, который придуман американцами, в том числе Briggs & Stratton, уже давно оккупирован японцами, а теперь и японцы и американцы сдают все свои позиции китайцам. И, как показала история Huawei, санкции, которые USA наложили на Zongshen в мае за поставку компонентов для авиационных двигателей в Россию, только увеличат упрямство и натиск китайцев. Нет никаких сомнений, что Zongshen в перспективе трех-пяти лет подвинет Honda с пьедестала и станет top-1 с долей 20%+.
-
Вернемся к российскому рынку, который про “нам подешевле”:
Что же мы видим?
Почему мы не видим в России Briggs & Stratton понятно - запредельно дорого и не очень надежно, ну и совсем не патриотично. Но почему мы не видим никаких Honda original или Yamaha original, а великий и ужасный Zongshen из дружественного Китая заехал к нам всего на 1%?
Почему же мы видим Husqvarna, Hyundai (простим коллегам из РАПТЭ неправильное написание столь уважаемого бренда), Champion и конечно Honda “made in China” c HND (которые в РАПТЭ почему-то не посчитали), которые не совсем original или совсем не original?
Почему же мы видим такую дикую сегментацию рынка и бесконечное множество noname-брендов?
Да все просто - это не бренды, это стикеры, которые “подвальный Китай” 24 на 7 лепит на генераторы, которые едут в Россию, а цена таких брендов - примерно ноль. Рынок поделен между ~10 импортерами, которые “фантазируют” на тему брендов кто во что горазд - все магазины и маркетплейсы завалены “немецкими”, “японскими”, “корейскими” генераторами. У каждого уважающего себя импортера десяток-другой таких брендов.
На этом прекрасном рынке все джентльмены (ФТС, Роспотребнадзор, маркетплейсы, покупатели) и верят друг другу на слово. Вот тут-то карта и поперла (у импортеров и продавцов). Наш бизнес - маркетинг и бизнес идет хорошо.
-
Так почему же мы покупаем весь этот трэш?
Кто то скажет: “зарплаты у нас не как в Америках или Европах”. Но наших зарплат почему-то хватает на автомобили из той же Германии, которые в два раза дороже, чем в самой Германии. Почему мы предпочитаем комфорт и престиж MB/Audi/BMW или практичность VW и японцев, но готовы покупать треш-генераторы под липовыми брендами? Почему мы к генератору, от которого зависит тепло и электричество в нашем доме в самый критический момент, относимся как к одноразовому устройству? Мы даже лопату снег чистить на улице выбираем более придирчиво…
Давайте свалим всю вину на импортеров и маркетплейсы. Импортеры - это люди с капиталистическим мышлением, которые в жесткой конкурентной борьбе друг с другом, пытаясь угодить нам, заставили китайские заводы давать цены “ниже нижнего”. Конечно же, все это счастье за счет качества, а в порыве желания “взять контракт” подвальный Китай творит чудеса оптимизации. Как настоящий капиталист по Марксу китайский производитель из ближайшего подвала готов пойти на любое преступление за пару дополнительных серебренников юаней. А почему нет? Заказчик (импортер) же сам просит и даже требует. А генератор красивый-нарядный и очень оптимизированный по цене/качеству, он же не автомобиль или мобильный, которым мы пользуемся каждый день. Стоит себе в сарае/подвале и ждет своего часа.
А маркетплейсы сформировали у нас привычку с положительной обратной связью - все удобно, фильтры-отзывы, выбрал лучшее и с чувством собственной крутости заказал генератор, как вчера заказывал чехол для мобильного или сам мобильный. И вот он приехал с маркетплейса, все как на фото, даже заводится, и стоит “целых” 30тр., выбрали же лучший в этой ценовой категории, то есть точно нормальный, все положительные отзывы 5.0 звезд. Можно смело оставлять уже свой положительный отзыв, все ок. Бдительность и критическое мышление притуплено или вообще отключено, доверие полное.
И вот теперь у покупателя нет ни капли сомнения, что генератор на 6kW может выдавать всего 5kW или вообще 3kW, что все прочие данные на стикерах - липа, или чуть окультуренная липа. Что гарантия на 1 год или тем более на 2 года - это тоже липа, либо гарантия на 5 часов работы, которые будет работать этот генератор, либо “негарантийный случай” при чуть более серьезной нагрузке. А генератор - это не лопата, это сложное устройство с ДВС на борту, эксплуатация и обслуживание которого требует определенной компетенции. И если этот генератор сделан плохо, очень плохо или катастрофически плохо, то через год или через месяц вам нужно будет покупать новый генератор и та задача, для которой этот генератор был произведен и покупается, конечно же по закону Паркинсона почему-то выполнена не будет. См. «10 ошибок при выборе и покупке генераторов» (часть 1, часть 2, часть 3). Но это будет потом, например через полгода или год или два. В зависимости от интенсивности использования. А пока он красивый-нарядный стоит в подвале и греет душу покупателю, что все будет хорошо, гештальт закрыт.
А что продавец? Продавец получил +100 положительных свежих отзывов за генератор от покупателей которые “вчера купили и все отлично”. Цена этого генератора не на много превышает цену металла из которого он сделан, но в целом “наш бизнес маркетинг и бизнес идет хорошо”, заказываем следующую партию. А когда наступает пора чинить, то начинаются “у вас негарантийный случай”, “мы такой бренд уже не поставляем”, “запчастей нет” и т.д. А эти же генераторы, но с новыми улучшенными характеристиками на стикерах и новыми креативными оптимизациями по цене/качеству продолжают заезжать контейнерами в Россию.
Вот так мы убили свой рынок.
-
Баба Яга против, мы гребем против течения
В 2023 году, забив очередной сервисный склад очередной партией умерших “негарантийных” треш-генераторов, решили сделать отчаянный ход конем - стать самим импортером. Как-никак на рынке 16 лет, пора бы окунуться в эту мутную воду. Нашли независимых аудиторов из Гонконга, которые априори не доверяют материковому Китаю. Дальше наша команда нескольких месяцев ездила по всем разным китайским заводам, наблюдала за технологическими процессами, мучила инженеров 100500 вопросами, отбирала образцы генераторов на тестирование и творила прочую дичь. По итогам этой работы и с учетом всех мытарств нашего Силовика по обслуживанию и ремонту генераторов всех типов и брендов, была составлена классическая схема “Цена против Качества”, см. ниже ⇓.
Дисклеймер. Изложенное выше и ниже - субъективный анализ рынка по субъективному набору параметров исходя из нашего сугубо субъективного опыта и полученных знаний. Если кто-то из производителей / брендодержателей готов на реальное боевое тестирование - you are welcome, вы знаете где нас найти. Мы будем рады убить ваш генератор нагрузочным ресурсным тестированием и изменить наше персональное ничего не значащее мнение. Но пока так.
Ресурсное тестирование. Тестовую партию из 11 отобранных генераторов, которых никогда не было на нашем рынке, привезли на базу Силовика ровно год назад и сделали то, что почему-то никто не делал ни у нас, ни в Китае - провели реальное ресурсное нагрузочное тестирование на 500 часов (24*7). Такой Dakar Rally на 20 дней, light версия. Издеваться сильно не стали, масло меняли как положено, холодом не морозили, перегревы не устраивали. Предложили нашим отечественным брендам поучаствовать в забеге, но понимания почему-то не нашли. Пришлось самим взять еще несколько наиболее ходовых моделей и поставить в Калашный ряд. Сожгли бензина несколько бочек (прости нас Грета Тумберг) и до финала “смогли не только лишь все, мало кто смог”. А смог только Zongshen в новом серии и Champion в базовом исполнении, тот что original, а не тот который у нас на маркетплейсах. Все остальные развалились, умерли, либо сильно сдали по своему генераторному здоровью.
По результатам теста еще немного поработали с заводами и вот, через 9 месяцев :)) все это наконец-то в России в товарных количествах, можно посмотреть на складе и купить для себя любимого.
Конечно, мы понимаем, что стратегически Zongshen’у наш рынок интересен как тест, перед заходом Doberman’а на самый вкусный европейский и американский рынки. Конечно, мы понимаем, что Champion, будучи легендарным брендом в USA, продает там генераторов больше, чем все бренды в России вместе взятые. И для Champion российский кейс - это просто политическая задача по восстановлению “честного имени бренда”, которое им изрядно подпортили бренды “до степени смешения” похожие на original. Как бы там ни было, сейчас мы можем четко сказать, что никакой “сделки с совестью” не совершено и за столько лет наш внутренний перфекционист доволен и счастлив. По крайне мере пока.
-
Еще немножко букв про “как выбирать генератор”
Внимательно смотрим на график-схему из предыдущего пункта. Упрощенно весь рынок можно сегментировать по цене и качеству на low-mid-high зоны.
В общем случае эффективный выбор - это не выбор “самого надежного” генератора. Это выбор самого надежного в соответствующем ценовом диапазоне. Из схемы можно видеть, что наш российский рынок - это про VII и VIII зоны (низкое или предельно низкое качество по низкой или средней цене), европейский - про II, III и VI (среднее или высокое качество по средней или высокой цене).
LOW Price / LOW Quality
Во многих случаях генераторы из VII зоны имеют право на жизнь и этот выбор тоже оправдан. Генераторы Lutian с ресурсом ~250 часов, заполонили российский рынок под множеством клонов, в том числе Electrolite, ТСС, Brait, Carver, собственный бренд от Яндекс.Маркет - Boxbot и даже могучий “немецкий” Huter - все это Lutian. Что же будут делать наши маркетплейсы без этой фабрики? Если денег нет, то и Lutian - генератор. В Китае вообще нет больших плохих заводов. Есть только плохие маленькие, которые в подвалах. А Lutian - это большой завод, много клиентов и заказов. 2000+ сотрудников завода и день и ночь пилят генераторы, клеят стикеры и удовлетворяют заказчиков. Было бы обратное - Lutian закрылся бы, что постоянно происходит с их прямыми полуподвальными конкурентами. Теории Дарвина в действии, выживает самый приспособляемый. А Lutian - это эталон приспособляемости. В Пятерочке есть же товары под брендом “Красная цена” и товар пользуется серьезным спросом. Если покупатель осознанно покупает одноразовый генератор для своих одноразовых некритических задач, почему бы и нет. Мы просто за прозрачность, осознанный выбор и выбор между генераторами разного уровня, а не выбор между разными наклейками на одинаковых генераторах.
HIGH Price /HIGH Quality
С другой стороны, посмотрим на генератор “победитель всех номинаций” из III группы, который два раза побеждает в категории “самый”. Самый дорогой и самый качественный. Продается у нас, во Всех инструментах, Кувалде и еще паре десятков мест. Знакомьтесь, бельгийский Europower:
Не агитируем, просто смотрим на цену со скидкой и понимаем, что да, так бывает. А японский дизель, например Kubota J106, еще в два раза дороже. Вы хотели качества, их есть у нас несколько.
Разница в цене с Lutian – ровно на порядок, то есть в 10 раз. И это не развод, не переплата за бренд. Это просто цена за ресурс двигателя, который в 30 раз выше Lutian и за надежность на 2 порядка (то есть в 100 раз). Honda в USA так и стоит - 2800 USD. Откройте google и проверьте. И даже здесь нет золотых поршней и золотых обмоток, как ни странно.
MID Price / LOW-MID-HIGH Quality
Генераторы средней цены - это Китай очень разного качества от A-iPower и Hyundai до Zongshen и Champion (опять же Champion, тот что “original”, а тот, что похож до “уровня смешения”). То есть качество скачет от 3-, до 5+.
Крупнейшие фабрики - это Zongshen, Ducar (теперь это Zongshen), Loncin (и это теперь тоже Zongshen), а также Champion (который примерно 40% своих генераторов делает на двигателях Zongshen) - это основные заводы, которые делают самые качественные генераторы на 4+ …. 5+. И это все огромные публичные высокотехнологичные компании на которых работают по 5-20 тыс. чел. Это те компании, которые делают Китай индустриальной кузницей №1 в мире, запускают самолеты, ракеты, ну и делают генераторы.