Чек-лист при покупке бензогенератора из 13 пунктов (начало - пункты 1-6)

Автор: Дмитрий Атеев (интернет-магазин силовой техники Силовик.Ру)

Эту статью можно считать продолжением статьи «10 ошибок при покупке бензогенератора» (все синие ссылки работают) которая была написана в 2017 году, но не утратила своей актуальности и сейчас. В принципе, у статьи уже было продолжение: «Фэйкомёты. Компании, которые обманывают своих покупателей», про российские торговые фирмы, которые представляются европейскими, американскими, японскими "производителями", чтобы продавать дешевый китайский "no-name" (ноу-нейм) подороже. Таких у нас на рынке процентов 80, и в рамках одной статьи невозможно разобрать все подобные случаи. Методика такого разбора показана в этих статьях подробно и каждый, кто хочет разобраться со своим случаем, разберётся сам, разумеется при наличии интернета и небольшого количества свободного времени.

Но для многих эти статьи не отвечают на простой вопрос: «как выбрать бензиновый или дизельный генератор». Они скорее напоминали карту минного поля - «туда не ходи, сюда тоже не ходи», а куда конкретно идти, непонятно. Некоторым действительно нет времени разбираться во всех этих «ребусах», им нужна конкретная инструкция, но основанная на доказанных, желательно общеизвестных фактах.
Другими словами: «напишите то, что вы бы взяли сами себе и обоснуйте фактами».
Интернет наводнён статьями про выбор подобной техники, но почти все они написаны людьми, далекими от темы. Более или менее неплохая ситуация с обзорами и рейтингами автомобилей и смартфонов, потому что ими все пользуются. Но как дело доходит до специализированной техники, например, сварочных аппаратов, стабилизаторов или электрогенераторов, то тут количество реально полезной информации стремится к нолю, параллельно растет рейтинг глупой и необоснованной рекламы. Реклама может быть основана на фактах, например реальное тестирование продукции, но чаще это обыкновенная болтовня. Когда «рейтинг генераторов» написан без единого факта с упором на эмоции потенциального покупателя, а не на его рациональное поведение, становится видна сущность всех таких «обзоров», заинтересованность в продвижении конкретных марок. Все «рейтинги» и «обзоры», написанные «копирайтерами», основаны на текстах таких же "копирайтеров", написанных ранее.
Но создать свой рейтинг мы не смогли. И вот почему.
Наш опыт достаточен, чтобы отделить однозначно дешёвые (не качественные «трэшевые и мусорные») генераторы от «нормальных» и «хороших». Но его недостаточно, чтобы сказать какой генератор лучше по соотношению цены и качества (ресурса) из двух «нормальных» или из двух «хороших». Также сложно сравнивать между собой «нормальные» и «хорошие». Даже информация о реальном производителе (обычно это китайская фабрика, название которой известно только в узких кругах). При этом даже один китайский завод может делать продукцию разного уровня качества, для разных заказчиков.
Вторая проблема состоит в том, что почти все так называемые «бренды» техники, которые продаются в России, это торговые фирмы, не имеющие своих инженеров и постоянных фабрик-поставщиков. «Бренды» заказывают продукцию на 3-4, а то и больше разных фабриках. В Китае высокоспециализированное производство и проще заказывать дизельные генераторы в одном месте, бензиновые в двух других, инверторные в третьем и так далее. Это приводит к тому, что часто одна и та же модель выпускается на разных китайских фабриках, а запчасти с одной фабрики не подходят к генератору с другой. При этом формально это одна модель с одним артикулом.
Составление такого «рейтинга» на основе нашего опыта будет основано на предвзятости и субъективности с нашей стороны. Это не надо ни нам, ни тем более покупателям этой техники.

Поэтому, прежде чем мы перейдем к сути статьи, то есть о том, как выбрать бензиновый или дизельный генератор. Сделаем одно объявление, которое будет интересно, прежде всего, производителям и оптовым дилерам всевозможного инструмента, силовой и садовой техники.

В феврале 2018 мы запланировали первые всероссийские (в идеале) "соревнования" между бензогенераторами и дизельгенераторами мощностью от 2 до 7 кВа, под условным названием "Битва генераторов", подробности здесь (нажмите на ссылку). Генераторы будут соревноваться между собой под нагрузкой в жестком режиме с остановкой только для замены масла и пополнения топлива. По итогам соревнования будет составлен рейтинг.

В принципе, нельзя сказать, что мы не обладаем информацией о реальном качестве продукции. И хорошисты и отличники и аутсайдеры давно известны. Но будет более справедливо, если мы дадим шанс проявить себя новым маркам или дать возможность исправить ошибки старым. Сейчас 2018 год, а наш опыт копился годами, и возможно, он устарел. Поэтому нужно это соревнование, которое выявит все или почти все "подводные камни". Например, есть марки, которые мы оцениваем как равные по качеству и по цене, но фактически это не так. Из двух хороших кто-то лучше, а из двух плохих кто-то хуже и такое отличие можно выявить только тестированием в одинаковых условиях.

А пока мы решаем организационные вопросы с предстоящим соревнованием, разберемся с общей методикой выбора электрогенератора.  Для выбора типа генератора и модели без привязки к производителю, мы разработали следующий чек-лист (check-list) (или по-русски «лист проверки»).

Чек - листы изначально появились в авиации для проверки пилотами большого списка параметров, которые нужно проверить перед вылетом. При всей простоте это очень мощный инструмент. Есть сведения о том, как простой чек-лист для медсестер и врачей в США, в котором было всего пять пунктов (помойте руки мылом, обработайте антисептиком, наденьте перчатки и прочее), уменьшил число заражений крови почти до нуля и спас много жизней.

Поэтому если некоторые пункты покажутся вам простыми и даже банальными, просто пропустите их и двигайтесь к следующему. Поверьте, лишнего тут ничего нет.

Пункт 1. Бензиновый или дизельный генератор.

Дизель, как известно эффективен на низких оборотах, а бензин на высоких. В то время как генераторы мощностью до 10-15 кВа имеют 3000 оборотов, генераторы выше 15 кВа почти всегда имеют генератор на 1500 оборотов. Поэтому почти все (если не все) генераторы выше 15 кВа — дизельные, а до 15 кВа — бензиновые. Но среди генераторов меньше 15 кВа встречаются дизельные модели, но в РФ не пользуются особым спросом. На это, кроме упомянутой эффективности двигателя, влияет большая сложность технического устройства и холодный климат, затрудняющий запуск на морозе.

Для примера, в бензогенераторе бензин хранится в баке, соединенным с карбюратором обычной резиновой трубкой, бензин стекает самотеком. В случае, если бензин закончится, достаточно налить новый бензин, он стечёт в карбюратор и генератор вновь готов к работе.

Дизельный генератор имеет систему ТНВД (топливного насоса высокого давления) где топливо подается через металлическую трубку, из которой в случае образования воздушного пузыря надо выпустить воздух путем откручивания трубки гаечным ключом. Воздушный пузырь иногда бывает чрезвычайно упрям и не хочет выходить. Если технически грамотный человек все равно найдет, как его оттуда достать, то у бытовых (домашних) пользователей возникнут проблемы. Особенно это актуально для генераторов в резерве на домашнем использовании. Представьте бабушку, которая прокачивает ТНВД при помощи гаечного ключа, декомпрессора и ручного стартера (например, если сел аккумулятор). Теперь представьте что это дело происходит зимой. Не забывайте также, что дизельное топливо летом и зимой разное, его надо менять, что проблематично для генератора, стоящего в резерве.

Существует стойкое заблуждение, что "дизель" долговечнее и надежнее бензинового мотора. Возможно это и так, пока речь не идёт о китайских поделках. Наш рынок, Россия, СНГ, довольно специфичен. Проще говоря, ответственности нет. Можно завезти дешевые китайские поделки под видом немецкого оборудования от лица несуществующей немецкой фирмы и ничего никому за это не будет. Вот как пример, фото поршня от дизельного генератора HUTER на 4.5 ква, точнее то, что от него осталось. Рассмотрите внимательно металл.

С бензиновыми двигателями всё намного проще. Требования к качеству могут быть ниже. Запускается всё намного проще.

На видео ребенок заводит бензиновый генератор с ручного стартера (кик-стартера).

При этом надо понимать, что основное преимущество дизельного генератора — относительно малый расход топлива, нивелируется двумя неоспоримыми фактами:

  1. Цена на дизельное топливо в России почти такая же, как и на бензин. С учетом разницы в цене дизель генератора и бензинового генератора (в полтора раза), покупка дизель генератора начнет окупаться в районе 800-1000 часов работы (экономия 100 грамм на 1 кВт в час). Если не будет поломок и обращений в сервис.

  2. Экономия при переводе на нефтяной газ (пропан, пропан-бутан) будет существеннее, так как газ стоит не 40 рублей, а 17, а оборудование стоит в районе 5000 рублей вместе с 50 литровым баллоном, «лягушкой» и шлангами (о переводе на газ — в этой статье в следующих пунктах).

В некоторых случаях применение дизельного генератора малой мощности оправдано. Обычно это связано с невозможностью доставки и хранения бензина там, где используется дизельное топливо. На нашей памяти как пример — покупка дизельного генератора 5 кВа в дом, в котором используется отопление на дизельном топливе и постоянно хранится две тонны дизтоплива.

Тут действительно в бензине смысла нет.

Нужен бензин или дизель — решать вам с учетом следующих пунктов, которых еще 12.

Пункт 2. Если генератор бензиновый — инвертор или «классика»?

Классический генератор — это «обычный» генератор с числом оборотов 3000 в минуту или 50 оборотов в секунду. 90% продаваемых генераторов — синхронные с возбуждением от AVR. У таких генераторов за выходное напряжение отвечает блок AVR (automatic voltage regulator), который на русский язык переводится как «автоматический стабилизатор напряжения» или «автоматический регулятор напряжения». Он подает напряжение на щетки, которые в свою очередь подают напряжение на ротор, который передает возбуждение на обмотки статора. На фото черный прямоугольник с надписью Lihua

В таких генераторах напряжение регулируется этим блоком (AVR), а частота — частотой вращения ротора внутри статора. Частота наших сетей (в бытовой сети в России) — 50 герц. В США, к примеру 60 герц. Поэтому генераторы для нашего рынка дают 3000 оборотов в минуту, а для рынка США и Канады 3600 оборотов. Это объясняет тот факт, что генераторы для рынка США мощнее, чем для рынка России. У бензиновых двигателей чем выше обороты — тем выше мощность, так примерно до 5000 оборотов, потом мощность падает.

Если поднять обороты больше 3000, то генератор может выдать больше мощности. Это значит, что можно уменьшить размеры как двигателя, так и альтернатора (электрической части — там где ротор и статор). Уменьшение дает уменьшение веса. А если уменьшить обороты, то уменьшается расход топлива. То есть идеально было бы менять обороты.

Но тогда будет меняться частота. А у нас техника работает от 50 герц, плюс-минус 5 герц. Исключение составляет техника с импульсными блоками: компьютеры, ноутбуки, зарядки для планшетов и телефонов, инверторные сварочные аппараты и прочее. Они могут работать и при 60 герц, для них это норма. А как быть с остальной техникой? Вот для этого и придумали инверторные бензиновые генераторы.

Некоторые приличные марки, в отличии от дешевого «Китая» имеют ЭКО-режим, обороты которого автоматически подстраиваются под нагрузку, что дает возможность экономить топливо.

Инверторный бензогенератор — идеальная техника. В теории.

Но как говорится, «гладко было на бумаге, но забыли про овраги». Инвертор — это прежде всего силовые транзисторы, полупроводниковые элементы, которые греются в процессе преобразования энергии. Нормального охлаждения добиться можно только в процессе организации «трубы», «тоннеля» из радиаторов, на которые прикреплены эти элементы. Так делают мощные сварочные инверторы, инверторные стабилизаторы напряжения и даже инверторы для автомобилей, которые делают из 12 вольт сети 220 для подключения в автомобиле ноутбуков и прочей техники, хотя там мощность редко превышает 200-300 ватт. Инверторный блок генератора на 3 кВт выглядит так:

Это сломанный блок, новый стоит 42 тысячи рублей при стоимости генератора в 56 тысяч рублей. Если поискать копию, то на «Алиэкспресс» можно купить за 23-25 тысяч рублей, но это будет неоригинальный блок без гарантии.

Поломки блоков не единичны. Это массовое явление. Гарантия в 1 год никак не оправдывает затраты на такой генератор. Если бы производители давали на инверторные блоки гарантию в 10 лет, мы думаем, ситуация бы изменилась, но пока инверторные генераторы не могут войти в широкий обиход. Их основное применение — походы, рыбалка, охота. Там где нужны 1-2 лампочки, зарядка телефонов, радиостанций.

В классических генераторах электронный блок это уже упомянутый ранее AVR, который стоит от 350 до 700 рублей в зависимости от мощности.

Очень часто многие продавцы стараются продвигать инверторные генераторы как генераторы с качественной, «синусоидальной» энергией. В массе своей они сами не понимают, что такое «синусоида», а также то, что на дешевых инверторах «синусоида» имеет вид «меандр», что не улучшает, а ухудшает качество энергии. «Чистый синус» инвертора не имеет никаких преимуществ на практике перед синусоидой обычного классического генератора.

Приведем образный пример. Заменить классический генератор на инверторный — это как заменить автомат Калашникова на винтовку семейства M16. При том, что точность М16 выше и она имеет преимущество перед автоматом Калашникова в меткости стрельбы, весь мир, в основной массе воюет Автоматами Калашникова.

Подведем итог: расход инверторного генератора на 1.6 кВт — 0.9 литра в час, «классика» на 2 кВт — 1.2 литра в час, то есть экономия будет только при небольших нагрузках. Ремонтопригодность и надежность низкая. Есть только одно преимущество: вес. 1.6 кВт инвертор ( например HONDA EU2000)— 21 кг, 2 кВт классика (HONDA EP2500CX)— 45 кг. Согласитесь, в пеший поход лучше взять «инвертор». А для всех остальных случаев можно купить колеса для классического генератора.

Пункт 3. Если бензиновый генератор, то газ+бензин или просто бензин?

Многие «производители» в последнее время продвигают не отдельно газовое оборудование для генераторов, а специально газовые генераторы. Действительно существуют чисто газовые станции, например марок Briggs and Stratton, Generac и тому подобных, но это немного другой сегмент (от 100 тысяч рублей и выше). Этим станции рассчитаны прежде всего на подключение к магистральному газу, а такое подключение обычно дорого стоит. Для официального подключения газа надо вносить генератор в проект, это очень долгая и недешевая затея. А для подключения пропана подойдет вообще любой бензиновый генератор с мультитопливным карбюратором. Установка такого карбюратора обходится в 3000 тысячи рублей плюс 2000 рублей стоит 50 литровый баллон, на котором небольшой генератор (2-2.5 кВт) может проработать до 40 часов без остановки. При этом стоимость газа составляет 17 рублей вместо 40 за бензин АИ-92. Нужно это или нет?

Если расход топлива большой, в этом есть смысл. Если генератор включается на несколько часов в году, в этом смысла никакого нет.

Не стоит поддаваться на маркетинговые уловки с «газовыми» и «мультитопливными» генераторами. Это просто попытка привлечь внимание к своей продукции, обычный маркетинг, за которым нет никакого технического преимущества.

Пункт 4. Наличие или отсутствие розеток, счетчиков моточасов, электронных вольтметров. Сравнение характеристик веса, размеров, влаго и пылезащищенности, шума, расхода топлива и прочего.

По нашему опыту, при выборе бензогенератора очень много людей начинают искать варианты с перебора совсем незначительных параметров. Тратят на это все силы и время, а потом устают от «вариантов», от которых начинает рябить в глазах и покупают уже первое попавшееся, на котором «лопнуло терпение». Все эти второстепенные характеристики не имеют даже второстепенного значения. Они вообще не имеют никакого значения. Сколько раз я видел такую ситуацию: человек выбирает бензогенератор по принципу «нужен счетчик моточасов и две розетки». Вторая розетка стоит дополнительных денег, небольших, но денег. Счётчик мото часов так же. Зачастую бывает, что даже дорогие марки не имеют ни того ни другого, в то время как дешевый и очень дешевый «Китай» из алюминия и пластмассы имеет и счетчик и вторые розетки. Отвергнув много приличных вариантов такой покупатель находит генератор своей мечты, после чего выясняется, что все приборы в доме подключаются к генератору не напрямую, а через удлинитель, потому что генератор стоит на улице, а приборы в доме. А удлинителю, оказывается нужна всего одна розетка. То же самое и с подключением через реверсивный автомат. Когда до человека доходит, что обе розетки внутри генератора соединены проводами в параллель, то он понимает, что купил генератор просто по принципу наличия встроенного «тройника», который в магазине электрики стоит 50 рублей.

Счетчик моточасов, конечно, помогает менять масло по регламенту, но это не тот прибор, который существенно влияет на ресурс генератора, поэтому если его нет, то и без него можно обойтись. Единственный полезный прибор — это частотомер, да и то он полезен только в двух случаях: когда нужно точно настроить частоту под капризные газовые котлы (которых сейчас почти нет) и когда нужно временно увеличить частоту для увеличения мощности генератора, как вот в этом случае. На видео — повышение мощности генератора для работы со сварочным инвертором.

Все остальные характеристики — размеры, шум, пыле и влаго защищенность и прочее не стоят ни минуты вашего времени. Никто не пишет правду, это раз. Никто даже не знает правду — это два. Из статьи про «10 ошибок», кто её читал, помнит, что все наши «бренды», местные торговые марки, прыгают с одних китайских фабрик на другие так, что даже начинают путать где что у них произведено. Классический случай — когда на генератор в официальном сервисе «производителя» пришел статор вместо сгоревшего по гарантии, но по размерам не подошел. Причем ошибки не было, артикулы сходились. Просто одна и та же модель генератора производилась на разных китайских фабриках, и конструктивно они отличались. Поэтому если несколько лет назад, когда писалась инструкция, кто-то действительно, добросовестно измерил параметры веса, шума, размеров, расхода топлива и прочих параметров, то после смены десятка китайских фабрик от этих параметров не осталось ни одного слова правды. По моим наблюдениям — 70% технической информации из паспортов и информации на сайтах «производителей» не соответствует действительности.

В феврале 2018 года мы планируем проверить большую часть бензо и дизель генераторов, предлагаемых на российском рынке и сравнить их характеристики с паспортными. Думаем процентное содержание лжи будет еще больше.

«А как же вес?» - спросят те, кто читал статью «10 ошибок при покупке бензогенератора». Напоминаем: что вес является главной характеристикой качества любого бензо или дизель генератора. Хоть инверторного, хоть классического. Вес важен не сам по себе, а в сравнении. «Классика» сравнивается с «классикой» в своей мощности, инверторы с инверторами. И это действительно важный пункт, который нужно выделить отдельно.

Пункт 5. Проверьте вес, это самая важная характеристика качества бензогенератора.

Вес это усредненный показатель качества бензогенератора и это единственный показатель, который в паре с мощностью двигателя (заявленной) может показать реальное качество.

Проблема в том, что все врут. Или врут и ошибаются, до конца непонятно, но чаще всего ошибаются в выгодную для себя сторону, поэтому скорее всего именно врут.

Вот это видео из магазина сети OBI, где пытаются продать генератор с алюминиевыми обмотками вместо генератора с медными обмотками (смотреть не обязательно, это просто видеоподтверждение вышесказанного)

ОБИ — это крупная иностранная сеть, так что обман идет не по линии рынков и интернет-магазинов. Он повсюду.

Второй пример — генератор из передачи НТВ «Чудо-техники», у которого сгорел ротор на 27 часу работы. На официальном сайте «как бы производителя» он заявлен весом в 43 кг (ссылка на страницу официального сайта HUTER). Реальный вес — 37 кг (видео подтверждение ниже)

Почему легкий вес это плохо?

Силовая техника — происходит от слова сила, по английски power, которая синоним слову энергия. Сила и энергия синонимы. Для выработки электрической энергии нужно механическую силу преобразовать в электрическую, а для этого нужны качественные материалы. Металл — сталь, толстая качественная. В обмотках генератора — медь.

Каждый раз, когда озвучиваем: в обмотках генератора должна быть медь, находится кто-то (как правило связанный с «производителями») кто говорит, «а алюминий тоже неплох», «он не хуже меди, но дешевле» и так далее. Далее мой вопрос: «а у тебя дома какая проводка - медная или алюминиевая?» - ставит любого моего оппонента в тупик. У алюминия сопротивление в полтора раза выше меди, то есть при том же сечении он греется, расширяется и при остывании сужается. Увеличить сечение можно, но тогда будет не особо понятен экономический смысл замены меди на алюминий. При увеличении сечения обмотки увеличится и вес. В этом случае мы не узнаем, что вместо меди в генераторе алюминий. Поэтому вес крайне важен для оценки качества бензогенератора. Если составить рейтинг бензогенераторов по соотношению заявленной мощности и веса, а потом проверить эти же генераторы в работе, то окажется, что самые тяжелые будут иметь высокую надежность и большой ресурс, а самые легкие наоборот.

Пункт 6. Материал обмотки статора и ротора.

Двигатель вырабатывает механическую силу, передает её на ротор, который крутится внутри статора. Синхронные генераторы составляют большую часть всех генераторов, поэтому речь в основном пойдет о них. Кто хочет подробнее разобраться в устройстве синхронных машин, можно посмотреть устройство синхронных электродвигателей, которые в сути своей являются теми же генераторами, но поставленными «наоборот», преобразуя электрическую силу в механическую.

Всё что нам надо знать в данном контексте — у синхронных генераторов есть блок возбуждения (AVR) ценой 300-700 рублей, диодный мост копеечный, копеечные щетки, ротор с обмотками из алюминия или меди, который крутится внутри статора, который так же с обмотками из алюминия и меди, отводы от которых идут на розетки генератора.

Больше в самом альтернаторе (генераторе) нет ничего. Ротор и статор составляют основную стоимость бензогенератора, по отдельности — 60% его стоимости. Поэтому экономия на обмотках ротора и статора весьма сомнительна. Сама медь в три раза дороже алюминия. Но в цене готового генератора разница составляет на производстве от 5 до 15%. «Производителям» такая разница дает 150 тысяч рублей с миллиона или 15 миллионов со ста миллионов рублей проданных готовых изделий. Для конечного покупателя цена между медью и алюминием — от 2 до 5 тысяч рублей. Вот пример фото со сгоревшей обмоткой:

Определите, не будучи специалистом: какой материал обмоток статора на этом фото?

Неспециалист скажет: медь, потому что красный. Специалист знает, что «красный» это лак. А алюминий белого цвета и под сгоревшим лаком его хорошо видно. На практике есть только два способа определить материал обмоток — зачистить напильником или ножом лак или взвешать его на весах. Визуально несгоревшие обмотки идентифицировать по материалу не возможно.

Проблема обмоток не исчерпывается только материалом. Фабрики и заводы разные — и качество лака и сечение обмоток очень сильно влияют на результат. Иногда алюминиевые обмотки (с хорошего завода) могут быть лучше медных с плохого. Это зависит от уровня производства и качества лака. Но и цена такого алюминия будет выше.

Есть точка зрения, что для генератора в резерве (который работает мало) материал обмоток не имеет значения. Действительно, если не использовать всю мощность генератора, то обмотки не будут нагреваться. То, что не нагревается, не может сгореть. Если взять генератор на 5 кВт и подключать к нему холодильник, телевизор, компьютер, газовый котел и лампочки, общей мощностью 1 кВт, то такой генератор не будет греться и с большой вероятностью не сгорит. В России благодаря особенностям менталитета, технику берут «с запасом». Это объясняет тот неожиданный факт, что даже дешевые китайские бензогенераторы с пластиковыми распредвалами и алюминиевыми обмотками в массе своей переживают годовую гарантию, а иногда и больше. Поэтому часто оптовику-«производителю» выгоднее везти в страну самые дешевые изделия, делать на них наценку, в наценку закладывать процент брака, чем привозить нормальный продукт, произведенный по правилам. Так как нормальный продукт дороже, его трудно продать даже если он не будет ломаться совсем.

Вторая часть статьи здесь. Комментарии доступны во второй части статьи.

 

 

Комментарии для сайта Cackle

 
 

Просмотров: 9625

Автор: Дмитрий Атеев

Дата: Вторник, 23 Января 2018

Поделись с друзьями


0 0
Товар в корзине!

Товар успешно добавлен в корзину.

Вы можете перейти к оформлению заказа или продолжить покупки.

Быстрый заказ товара
фото товара

Заполните форму, и наши менеджеры свяжутся с Вами в ближайшее время!

Нажимая кнопку Купить, я даю согласие на обработку своих персональных данных.
Подробнее о защите персональной информации.