"Чудо техники" от 17 мая 2027. Huter DY3000L.
Автор: Дмитрий Атеев
В январе 2017 года вышла моя статья «10 ошибок при покупке бензогенератора», а через три дня статья «Фэйкомёты: компании, который обманывают своих покупателей».
Через месяц мне позвонили продюсеры телекомпании НТВ и пригласили принять участие в съемках передачи «Чудо техники» в качестве эксперта. Также в передаче принимали участие коммерческий директор и сотрудники российского производителя бензогенераторов Вепрь.
Те, кто читал мои предыдущие статьи, знают, что никаких российских и (даже немецких) производителей бензогенераторов не существует. Речь не идёт про производителей полного цикла, у которых на входе на конвейер заезжает железная руда и бокситы, а на выходе выезжают готовые изделия в коробках. Таких производителей нет нигде, даже в Китае. Но слово «производитель» вроде как обязывает к наличию каких-то технологий, не считая технологий 19 века и ранее. А с этим у Вепря видимо настолько скромно, что они на производство не пригласили ни меня, ни НТВшников. Хотя НТВшники просились. «Вепрь» это компания-сборщик, который покупает двигатели у Honda, альтернаторы у итальянцев, заказывает рамы где-то в Подмосковье и все это собирает у себя в готовое изделие. Прямой аналог такой производственной модели — это бельгийский «Европауэр» (Europower), тоже такой «евроколхоз» (не от слов «коллективное хозяйство», а от слова «колхозить»). «Китайцы» им совсем не конкуренты. Генератор Вепрь на 2.5 квт стоил в прошлом году 35 тысяч рублей, а китаец Хютер, самый распространенный и самый продаваемый на тот момент в России — Huter DY3000L (читается по русски как Хютер, а не Хутер и не Хатер) с аналогичной мощностью — 14500 рублей, более чем в два раза дешевле.
Вот эти две модели и было решено столкнуть в рамках съемки передачи «Чудо-техники».
Сразу оговорю важный для многих момент. Известно, что телекомпании и все остальные СМИ живут за счёт рекламы. Когда меня пригласили на съемки, я думал, будет какая-то оплаченная за счет Вепря реклама российских генераторов в противовес китайским. И уж в чём-чём, а в рекламе Вепря и вообще в какой-то рекламе мне участвовать не хотелось. Но в итоге, оказалось, что продюсеры НТВ сами вышли на Вепрь и те им ничего не платили. Кстати, в передаче все торговые марки, в том числе и Вепрь, заклеены наклейками. В итоге передача получилась достаточно объективной, хоть и не до конца точной в деталях.
Изначально никаких испытаний не планировалось. НТВшники и сотрудники Вепря попросили принести меня на съемки «какого-нибудь» «китайца». Что-нибудь из ассортимента гипермаркетов Леруа Мерлен, которые известны торговлей подобным «трэшем». Почему Леруа Мерлен торгует «трэшем» — я об этом напишу в другом разделе, но если коротко, то у них вариантов нет. У НТВ короткий хронометраж. Забивать передачу лишней информацией задачи не стояло. Но я немного поломал им планы.
Я решил усложнить задачу и взять «китайца» более высокого качества, чем те, которые продаются в гипермаркетах. В итоге мы с НТВшниками решили купить генератор в магазине «Техносила». Что предложит продавец, то и купить
Генератор Вепрь участвовал там просто потому, что как я понял, он просто единственный российский сборщик бензогенераторов.
Методика проверки генераторов.
Съемки передачи проходили в марте 2017 года, был снег, легкий мороз. Мороз улучшает охлаждение генераторов и увеличивает их надежность и ресурс. Сотрудники Вепря привезли свой генератор, мы со съемочной группой купили генератор в Техносиле. Консультант Техносилы, как и положено консультанту подобного магазина обругал единственный приличный в его магазине генератор (Hitachi), и расхвалил Huter. Его и купили.
У Вепря был очень классный нагрузочный стенд, он мелькает в передаче, стенд измерял нагрузку, частоту и синусоиду. В его основе японский анализатор качества энергии Hioki, который стоит примерно полмиллиона рублей. Они все измеряли, НТВшники все сняли. Я стоял и смотрел на это со стороны и недоумевал. Вепревцы были растеряны. Хютер выдавал такое же качество энергии, что и их генератор, с той только разницей, что Хютер синхронный и не любит пусковых токов, а Вепрь все пусковые токи пропускал без проблем. В остальном разницы не было. Нагрузили, начал работать, поработал 20-30 минут и тот и другой. Все было идеально. Что показывать в передаче?
Я им и говорю: вы его нагрузите и оставьте на несколько часов. Этот момент попал в передачу.
Так и сделали.
Видео снимали на Go-pro, качество видео самое простое, потому что сняты испытания полностью. От запуска до самого конца. Поэтому разрешение выставлено самое минимальное для сохранения места.
Нагрузка была — 2 квт тепловентиллятор и три лампы по 150 ватт — 2450 ватт.
Оба генератора по номиналу 2500 ватт, максимальная мощность 2800 ватт
Испытания шли 4 дня, в первый день 8 часов и так далее. Частично испытания попали в передачу. Вот фотографии с испытаний.
Через 5 часов на клапанной крышке Хютера открутился болт от вибрации.
Прыгал он сильно. Пытался убежать, но его поймали. Этот момент также попал в передачу.
Через 10 часов в Хютер пришлось долить масло. 90 мл (всего 500)
Разумеется такие вещи не происходят без течи масла из двигателя.
Расход топлива за 10 часов на Хютере - 18 литров.
На официальном сайте расход заявлен 395 грамм на квт/час. То есть 968 грамм на весь генератор в час. В литре 92 бензина 760 грамм. Но генератор съел 1.8 литра в час или 1 кг 368 грамм в час. Таким образом расход генератора — на 41 процент больше заявленного в паспорте.
Но это всё, можно сказать, мелкие придирки. Масло течет не сильно, расход тоже не двухкратный. За цену в два раза меньше можно и потерпеть.
Но дальше начинаются тревожные звоночки.
Температура двигателя Вепря (двигатель там, напомню, Хонда) — 89 градусов.
Температура двигателя Хютер — 123 градуса.
Температура генератора Вепрь — 52 градуса
Температура генератора Хютер - 86 градусов
Неудивительно, что на 4 сутки испытания, через 2 часа после начала, генератор Хютер вышел из строя. Перегрев дал о себе знать. Перегорела обмотка ротора. На видео виден момент, когда генератор вышел из строя. Видео само по себе неинтересное, но благодаря ему, нас никто не может обвинить в перегрузке генератора и каких-то манипуляций с ним.
Вот как выглядит сгоревший ротор.
Заодно разобрали двигатель, который не был сломан. Кольца были в порядке, всё таки 27 часов работы. Но на поршне были задиры, как будто он отработал несколько сотен часов.
При разборке бензогенератора обнаружилось еще пара-тройка интересных моментов.
-
Рама генератора Хютер очень тонкая, как будто из жести, я её держал на вытянутом мизинце руки. Рама всё-таки должна защищать генератор от ударов. На дешевых генераторах рама фактически декоративная, но Хютер к дешевым не относится, это средний сегмент.
-
Вес генератора на официальном сайте 43 кг, фактически 37. Всем тем, кто со мной спорил, что по весу нельзя определить качество генератора — отдельный привет. Кстати, вес в паспорте не указан вообще. 43 кг — это данные официального сайта.
-
На глушителе двигателя обнаружена вмятина с внутренней стороны. То есть глушитель уже на фабрике поставили мятый.
-
Распредвал на двигателе металлический. Когда я писал, что Хютер — это генераторы с разных китайских фабрик и на некоторых ставят распредвалы из пластика, находились (и сейчас находятся) особо одаренные персонажи, которые писали мне, что пластик сейчас крепче металла и я ничего в этом не понимаю. Интересно, как они прокомментируют тот факт, что на Хютере 2017 года выпуска распредвал металлический.
По испытаниям есть несколько часов видео как по работе генераторов, так и по разборке его в сервисе. Видео не лучшего качества (снимал на телефон), поэтому решил не выкладывать.
В свободное время пересмотрю и если будет что интересного, сделаю нарезку.
Подводим итоги:
-
Главный критерий -температура двигателя и генератора во время работы. Высокая температура двигателя говорит о том, что генератор работает с перегрузкой.
-
Высокий расход топлива говорит о низком качестве изделия и опять же о перегрузке генератора.
-
Вес генератора также говорит о его качестве — чем выше вес, тем выше качество.